Мой блог
Поделиться

Применение санкций Укртрансбезопасностью – игра по правилам

Применение санкций Укртрансбезопасностью – игра по правилам

    В настоящее время на дорогах участились проверки и перевозчикам грузов для избегания злоупотреблений со стороны инспекторов не стоит забывать о своих правах при проведении такой проверки. Для того чтобы эффективно использовать свои права и в дальнейшем иметь основания для обжалования постановления Укртрансбезопасности (укр. Укртрансбезпека, ранее — Укртрансинспекции) в суде, необходимо понимать в какой процедуре вы находитесь после остановки и какие юридические инструменты можете использовать в свою пользу.

   Права и обязанности после остановки инспекторами.

  С момента остановки вашего транспортного средства инспекторами Укртрансбезопасности,  вы пользуетесь определенными правами и исполняете обязанности, соответствующие процедуре. Процедура остановок и проведения проверок на дороге установлена законодательством, в частности:

 

  правила проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств и порядок осуществления габаритно-весового контроля регулируются Правилами проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2001 № 30, Порядком осуществления габаритно-весового контроля и взимания платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры, которых превышают нормативные, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2007 № 879;

 

 осуществление государственного контроля за соблюдением перевозчиками требований законодательства об автомобильном транспорте, норм и стандартов по организации перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, норм международных договоров о международном автомобильном сообщения, регулируется Законом Украины «Об автомобильном  транспорте», Порядком осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2006 № 1567.

 

   Перечисленные подзаконные нормативно-правовые акты регулируют саму процедуру проведения проверок и контроля. В них достаточно мало говорится о правах перевозчика (водителя), транспортное средство которого было остановлено. Как бы пафосно это ни звучало, права перевозчика (водителя) следуют, в первую очередь, из Конституции Украины. Безусловно, процедуру необходимо знать и фиксировать нарушения таковой в акте проверки, протоколе, но, например, обязанность соблюдать установленную процедуру инспекторами  Укртрансбезопасности следует из ст. 6 Конституции Украины, в соответствии с которой органы власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Более детальным законодательным актом, регламентирующим права и обязанности сторон при проведении проверок, является Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».  Положения этого закона распространяются на все виды проверок и контроля, осуществляемые  органами Укртрансбезопасности на дорогах Украины и перевозчики могут эффективно использовать его положения при проверках.

 

   Также, для эффективной реализации своих прав, следует различать дела об административном правонарушении, предусмотренных КУпАП от  процедуры применения административно-хозяйственных санкций, предусмотренной главой 27 Хозяйственного кодекса Украины, законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Например, за нарушение порядка проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств  может применяться как начисление платы за проезд в кратном размере, что является административно-хозяйственной санкцией, так и штраф по статье 132-1 КУпАП, который является ответственностью за совершение административного правонарушения. Соответственно будут отличаться процедуры оформления и органы, полномочные рассматривать и применять такие санкции и если в первом случае это органы Укртрансбезопасности то во втором случае полномочным органом будет Национальная полиция.

 

Проверки Укртрансбезопасности – рабочие шаблоны инспекции

   Помимо знания своих прав и процедуры, обязательно необходимо учитывать то, что проведение проверок, вообще действия инспекторов при оформлении документов — это система, модель, с наработанными шаблонами, призванными облегчить работу с учетом значительного входящего потока проверок и нарушений. Примечательным является то, что нарабатываются такие модели и шаблоны проведения проверок как из норм закона, подзаконных нормативных актов, так и не в меньшей степени из внутренних приказов, директив такого госоргана, продиктованных необходимостью достижения планов, показателей. Поэтому такая модель действий проверяющих всегда:

   1. работает в режиме экономии времени и ресурсов – т.е. вырабатывает наиболее простой путь к достижению цели, которой главным образом выступают показатели по выявленным правонарушениям. И таким простейшим путем, например, выступает игнорирование вопросов и возражений со стороны водителя, так сказать, при его полном молчании и отказе от подписи;

   2. имеет обвинительный уклон – т.е. задача инспектора не разобраться и рассмотреть со всех сторон ситуацию, а поскорее оформить правонарушение и в конечном итоге наложить штраф. Для инспектора вы виновник, отменится ли постановление о наложении штрафа или не отменится, такое обстоятельство никоим образом не повлияет на работу этого органа.

 

   В той или иной степени, но по такой же схеме дорожная инспекция, полиция работают и в других странах. Перед нами же стоит задача использовать недочеты такой работы, искать действенные инструменты. Поэтому задача перевозчика (водителя) набирать материал для возможного обжалования постановления Укртрансбезопасности в суд, выражать и правильно фиксировать свое несогласие с действиями, решениями Укртрансбезопасности. Наоборот же, если ничего не заявлял, не фиксировал, не ходатайствовал, то  соответственно в значительной степени уменьшил свои шансы на отмену штрафов  Укртрансбезопасности в суде.

 

Неправильные действий водителей при проверках Укртрансбезопасности и варианты их исправления.

   Нередко водитель сразу  после остановки начинает себя вести так, будто он понимает за что остановили, сразу вступает в диалог, показывает документы, начинает оправдываться или что-то доказывать. Такая привычная, но неправильная модель поведения  в значительной степени облегчает работу сотрудникам Укртансбезопасности, максимально ими используется для своих целей, поскольку вы уже сами как бы  «вошли» в процедуру и сняли много вопросов на стадии проверки самих оснований для ее проведения. 

   Наоборот, необходимо максимально выяснять,  в связи с чем остановка. Вот ряд вопросов, которые должны быть заданы инспекторам Укртрансбезопасности: в связи с чем остановка? предъявите удостоверения, направления на проверку? огласите мои права и обязанности? Именно с этого необходимо начинать диалог с проверяющими, причем настоятельно-корректно, желательно фиксируя все на видео, благо сейчас с этим проблем нет и у каждого есть как минимум телефон. Чем больше вопросов по сути будет задано на «входе» в процедуру проверки,  тем больше вероятность того, что проверка прекратится так и не начавшись (например, из-за отсутствия у проверяющих необходимых документов для осуществления проверки). В любом случае, поступая так, вы заявляете о себе как о полноценной стороне процедуры и оказываете давление на проверяющих, которые привыкли все оформлять при молчании, отказе водителя что-либо спрашивать. В случае игнорирования ваших вопросов, вы уже набираете материал для обжалования главное все фиксировать и отображать в документах.

 

   Вторая ошибка – ничего не подписывать, ни в чем не участвовать – исходит из общего ошибочного мнения, что лучше ничего не говорить и не подписывать (я имею право на молчание), но мало кто при этом учитывает, что такое право тактически используется в очень ограниченном количестве случаев. В подавляющем большинстве, наоборот, если с действиями проверяющих не согласны, то необходимо при оформлении инспектором акта отобразить такие действия, по возможности пригласить двух «понятых» быть свидетелями такого факта и попросить их контактные данные, указать в акте с помощью какого средства для видеозаписи проводилась фиксация.

   Отказ от подписания акта не спасает от штрафа и, как говорилось выше, является плюсом для проверяющих. Поэтому лучше подписать акт, но  привести все замечания к процедуре проведения проверки, действиям проверяющих, объяснения, свидетельствующие об отсутствии нарушения.  Чем больше и подробнее будут ваши комментарии, тем лучше. Только такой материал в дальнейшем позволяет эффективно обжаловать постановление Уктрансбезопасности (укр. постанову Укртрансбезпеки) о применении административно-хозяйственного штрафа в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

TAG:
Поделиться
Отзывы