Мой блог
Поделиться

Как доказать отсутствие вины перевозчика

Как доказать отсутствие вины перевозчика

По общему правилу международный перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке и до момента выгрузки (доставки). Факт принятия груза перевозчиком подтверждается  подписью перевозчика (водителя) в  соответствующей графе  транспортной накладной (CMR) и в этом смысле транспортная накладная (CMR) выполняет функцию документа, подтверждающего принятие груза на хранение по количеству, составу, стоимости.

Основания для привлечения к материальной ответственности международного перевозчика определены в Конвенции о договоре международной перевозке груза (далее Конвенция КДПГ). Так, международный перевозчик несёт ответственность за потерю, порчу, недостачу груза при перевозке, его повреждение или задержку его доставки. При этом, Конвенция КДПГ устанавливает условия, при наличии которых международный перевозчик освобождается от ответственности за утрату, порчу, недостачу груза при перевозке.  В частности такими условиями являются потеря, порча, недостача груза при перевозке, его повреждение или задержка его доставки, которые  произошли вследствие:

1) действий или упущений истца (заказчика — экспедитора, грузоотправителя/грузополучателя), вследствие инструкций истца (заказчика — экспедитора, грузоотправителя/грузополучателя) не вызываемых действиями или упущением со стороны перевозчика;

2) дефекта груза;

3) обстоятельств, избежать которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.

Важно понимать, что все перечисленные условия, освобождающие международного перевозчика от ответственности (ответственность CMR), являются ОЦЕНОЧНЫМИ! То есть, содержание, состав и какими документами подтверждается наличие либо отсутствие обстоятельств, освобождающих от ответственности международного перевозчика (ответственность CMR), не установлено законодательством.

Таким образом, при рассмотрении дела о возмещении убытков, связанных с потерей, порчей, недостачей груза при перевозке, наличие либо отсутствие условий, освобождающих международного перевозчика от ответственности за утрату, порчу, повреждение груза при перевозке (ответственность CMR) будет определяться судом в каждой конкретной ситуации исходя из представленных документов, переписки между сторонами.

В этом смысле примечательными являются следующие примеры из судебной практики АБ «Рогачёва».

Так,  хозяйственный суд Львовской области признал наличие обстоятельства действий или упущений истца (экспедитора-заказчика), так как перевозчик действовал в строгом соответствии с его инструкциями, что было подтверждено соответствующей е-мейл перепиской.

Хозяйственный суд  г. Киева  освободил международного перевозчика от ответственности за порчу груза вследствие выявления дефекта груза. На недостатки груза перевозчик (водитель) указал в транспортной накладной (CMR) при принятии груза к перевозке. Такая оговорка, в совокупности с данными судебной экспертизы в последствие позволила сделать вывод о дефекте груза как причине убытков.

Хозяйственный суд  Черкасской области признал факт кражи груза с охраняемой стоянки, как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. При этом решающим аргументом защиты международного перевозчика выступили условия договора международной перевозки. Так, согласно условиям договора международной перевозки,  перевозчик считается надлежаще выполнившим свои обязательства и предпринявшим все необходимые и зависящие от него действия для сохранности груза, в том числе в случае передачи груза на охраняемую стоянку.  

Приведенные примеры из судебной практики АБ «Рогачёва» демонстрируют важность своевременных действий и фиксации событий соответствующими документами (акты, инструкции, запросы) во время выполнения международной перевозки. В случае возникновения негативной ситуации, связанной с потерей, порчей, недостачей груза при перевозке, его повреждении или задержке доставки груза, доказать факт отсутствия вины международного перевозчика возможно только на основании таких документов и выверенных существенных условий договора международной перевозки груза.

Отзывы