Мой блог
Поделиться

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — ЧТО ПОЛУЧАТ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ?

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — ЧТО ПОЛУЧАТ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ?

Большинству транспортных компаний (перевозчиков, экспедиторов) грузовладельцев приходиться иметь дело с судом. Качество отправления правосудия в любом государстве определяется не только личностью судьи, но и самим порядком (процессом), по которому осуществляется такое правосудие. В связи с проведением судебной реформы 15 декабря 2017 г. вступит в силу закон, которым были внесены изменения в процессуальное законодательство Украины, в частности, вступит в силу новая редакция Хозяйственно процессуального кодекса Украины (далее новый ХПК). Именно этот кодекс определяет порядок рассмотрения споров между хозяйствующими субъектами. Из наиболее главных изменений нового ХПК являются следующие: 

МОНОПОЛИЯ АДВОКАТУРЫ

Одна из самых обсуждаемых новаций среди владельцев бизнеса — это внесение, сначала в Конституцию Украины, а теперь и в новые процессуальные кодексы, нормы так называемой «адвокатской монополии», которые устанавливают, что исключительно адвокат осуществляет представительство интересов в судах. Безусловно, такая «монополия адвокатуры» повысит качество юридической помощи и предоставит возможность реально взыскать компенсацию за работу адвоката, поскольку на сегодня, если дело ведет «специалист в области права» без адвокатского удостоверения, то компенсацию расходов на его услуги взыскать практически невозможно.

Среди преимуществ работы с адвокатом следует назвать возможность использовать статус адвоката для более эффективного собора информации, представлять интересы в суде. Кроме этого, работая с адвокатом, клиент получает большую защиту своих интересов, поскольку действуют органы управления адвокатуры, в которые можно обращаться, в том числе и с жалобами на работу адвоката, на его квалификационный уровень и профессионализм.

 

СПОРЫ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ

Новым ХПК споры, возникающие из договора перевозки, в случае, когда одним из ответчиков является перевозчик, будут рассматриваться хозяйственным судом по местонахождению перевозчика. То есть, в спорах с перевозчиком у истца не будет возможности использовать альтернативную подсудность, законодатель отнес к исключительной подсудности категорию дел, связанных с договором перевозки в которых одним из ответчиков выступает перевозчик (транспортное предприятие).

 

УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА С УЧАСТИЕМ СУДЬИ

С принятием нового ХПК стороны спора будут иметь возможность по обоюдному согласию урегулировать спор с участием судьи. Речь идет об участии судьи в мирном разрешении спора. Это отдельная от судебного рассмотрения дела процедура, в которой судья будет выступать как медиатор в достижении компромисса между сторонами без непосредственного рассмотрения дела. Такая процедура предусматривает проведение совместных совещаний и закрытых совещаний судьи с каждой из сторон, целью проведения которых должно выступать достижение мирового соглашения в споре. В случае если компромисс не достигнут спор передается другому судье на рассмотрение в общем порядке.

Безусловно, остается много вопросов, в частности насколько судьи смогут профессионально  выступать медиаторами, и не превратятся ли закрытые совещания судьи с каждой из сторон в средство для влияния на суд и «договорняков». Как бы там ни было сама попытка включить механизм профессионального урегулирования спора путем компромисса, безусловно, является позитивным шагом. 

 

УПРОЩЕННАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Новым ХПК вводиться упрощенное — приказное производство, которое предназначено для рассмотрения дел по заявлениям о взыскании денежных сумм незначительного размера, по которым отсутствует спор или о его наличии заявителю неизвестно. Малозначительными делами являются дела, в которых цена иска не превышает ста размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Упрощенное производство проводиться без вызова и участи сторон, суд рассматривает материалы самостоятельно и выдает приказ либо отказывает в его выдаче. Таким образом, у истца есть альтернатива и в случае если его требования незначительные по сумме (в настоящий момент до 160 тыс. грн.) он может обратиться не с иском в хозяйственный суд, а с заявлением о выдаче приказа. Безусловно, приказное производство подразумевает самую простую процедуру и самые минимальные сроки – до 5-ти дней и будет вполне применимо в спорах между транспортными предприятиями, экспедиторами, заказчиками о взыскании сумм фрахта, платы за услуги, компенсации расходов, штрафных санкций.

 

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Исполнение судебного решения в Украине часто представляет непреодолимую трудность. Новый ХПК дополнен разделом «Судебный контроль за исполнением судебных решений», в котором предусмотрен порядок обжалования действий исполнителя при исполнении судебного решения. В частности, в случае удовлетворения жалобы, суд будет обязывать исполнителя выполнить конкретные действия.

 

Кроме перечисленного, новый ХПК содержит в себе массу иных изменений и новелл в хозяйственном судопроизводстве, которые на первый взгляд выглядят прогрессивно и соответствуют времени, развитию электронных технологий. Какими такие новеллы окажутся в действительности покажет сама судебная практика. 

Отзывы